Библиотека — это открытый стол идей, за который приглашен каждый.                   Герцен А.

вторник, 11 августа 2020 г.

"Легендарные люди Северо-Восточного округа". Вып.15. Созвездие русской славы. Владимир Петрович Черников

Ветеран Великой Отечественной войны, Председатель общественной комиссии по работе с молодежью Российского Комитета войны и военной службы, член Совета ветеранов Ярославский, член Совета ветеранов СВАО, член Высшего координационного совета Российского Союза «За здоровое развитие детей», член Союза писателей.

Черников Владимир Петрович родился 18 декабря 1925 года в Красноярском крае. Перед самой войной его родители переехали в Казахстан. Там и застала их война. На фронт ушли сначала отец и брат. Пришлось в 15 лет идти работать на завод. Сначала был учеником, а затем начал выполнять норму, как все рабочие. Об этом периоде он очень образно пишет в стихотворении «Тыловики»:  

Мы все трудились на пределе,        

Здесь все горело, как в огне,

Мы всей душой помочь хотели

Солдату выстоять в войне.

В 17 лет, в 1943 году добровольцем ушел на фронт. Первое боевое крещение получил на Курской дуге под Понырями. Об этом ярко и доступно написано в автобиографической «Поэме о солдате»: 

Должны мы быть покрепче стали,

Ведь нас такими воспитали,

Нам отступать никак нельзя,

За нами – Русская земля.

Будучи командиром отделения, в одной из атак, был тяжело контужен. Шесть месяцев госпиталей и снова возвращение на фронт. Войну закончил в Праге. После войны окончил военное училище. 36 лет отдал Владимир Петрович военной службе, уйдя в отставку в звании полковника. Последующая жизнь его тесно связана с ветеранским движением и воспитанием у молодежи патриотизма и любви к своей Родине. 25 лет отдал он этому благородному делу.

Владимир Петрович написал три книги о войне. Две книги о летчиках, а книгу «Перевал» - о войне в Афганистане. Издавал он и стихи. Его сборники стихов «Родники памяти», «Цена Победы» и «Прежде думай о Родине» находят своего читателя не только среди ветеранов, их читает и молодежь. Они помогают школьникам глубже понять историю нашей страны и Великой Отечественной войны.

Из воспоминаний Владимира Петровича Черникова:

«22 июня я помню как сейчас…Мне было 15 лет, мы не так давно переехали в Среднюю Азию из Сибири, жили во времянке с земляным полом. Отец в свои 52 года добровольно ушел на фронт, от ранения скончался в госпитале. В 42-ом году ушел брат, а в 43-ем и я. Помню, как переживал за мать с бабушкой –им предстояло прожить в пустой землянке четыре года! Ведь перед похоронами папы нас обворовали. Украли историю нашей военной семьи – боевые награды. Мой дед освобождал Болгарию 1887-1888 году, а отец участвовал в Брусиловском прорыве. Вот их Георгиевские кресты с медалями и украли.»

Во время бомбежки на Курской дуге взрывная волна меня подбросила и откинула на танк. Все ребята, которые бежали за мной погибли, а я потерял сознание.  Когда наши убирали тела, за ноги меня потащили к погибшим, но тут я открыл глаза, и сержант увидел, что я живой! Я был контужен и пробыл в госпитале полгода».

«На Курской дуге я нашел раненного снарядом лейтенанта, мальчишку лет двадцати. Видно было, что он только из училища…Он просил попить, я побежал к ручью, набрал пилотку воды, вернулся, а он уже умер… Я обернул его плащ-палаткой, настругал лапника и похоронил его под сосной. У парня был планшет с фотографиями и письмами матери. Фото лейтенанта я прибил на ствол сосоны и химическим карандашом написал имя и дату смерти. Я до сих пор жалею, что не взял те письма с собой и не написал его матери. Она же даже не знала, где ее сына похоронили…»

«Для меня война закончилась не 9, а 12 мая. После Берлина мы отправились с танковой армией Рыбалко на восстание в Праге. Там мы добивали последнюю фашистскую группировку…»

«А вообще свои воспоминания и размышления я изложил в своих книгах. Их у меня 18. Но не все о войне. Сейчас написал книгу о женщинах. Надо же разобраться и понять закон жизни на старости лет…»

                                                Е.В. Зикеева

Комментариев нет:

Отправить комментарий