Страницы

понедельник, 30 ноября 2020 г.

Гавриил Николаевич Троепольский. К 115-летию со дня рождения


Гавриил Николаевич Троепольский, русский советский писатель, родился 29 ноября 1905 года. 
В большую литературу Г.Н. Троепольский пришёл в зрелом возрасте. А по профессии он агроном. Одна из его первых книг так и называлась "Записки агронома".

Работая на сортоиспытательном участке по зерновым культурам, Гавриил Николаевич вывел восемь сортов проса. А во время Великой Отечественной войны на оккупированной территории ему удалось спрятать и тем самым сохранить посевной материал. «Своим просом я горжусь не меньше, чем своими книгами», - говорил писатель.


Среди произведений Троепольского – публицистика, очерки, пьесы, повести и рассказы. Но самой главной его книгой останется повесть "Белый Бим Черное ухо", об умном и преданном псе, который во время отсутствия хозяина был вынужден столкнуться с человеческой злобой и равнодушием.                          Эту книгу Троепольский посвятил памяти А.Твардовского, с которым писателя связывала многолетняя дружба. Повесть переведена на многие языки мира и входит в обязательную программу американских колледжей.

Прототипами Бима стали его любимые собаки, подобранные на улице. Сам автор сказал так: «…Моя повесть, в сущности, не о собаке, а о нас с вами, о людях. Насколько мы человечны».

Когда книга стала выходить во многих отечественных издательствах и за рубежом, Троепольский шутил: «Я сейчас на собачьем корму».

Напротив Воронежского театра кукол сеттеру Биму установили памятник - бронзовый пёс сидит и смотрит вперёд, словно ждёт своего хозяина.

Гавриил Николаевич - кавалер ордена Трудового Красного знамени, лауреат Государственной и нескольких международных премий, Почётный гражданин города Воронеж. Однако при жизни писатель не любил фанфар славы.

среда, 25 ноября 2020 г.

«Продавец счастья». К дню рождения Дейла Карнеги

          

Американский педагог, лектор, писатель, оратор-мотиватор, психолог. Стоял у истоков создания теории психологии общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область, разработав собственную концепцию бесконфликтного общения. Основал курсы по самосовершенствованию, навыкам эффективного общения, выступления и другие.

Дейл Карнеги родился 24 ноября 1888 года в семье фермеров.  Семья порой перебивалась с хлеба на воду. Мальчик был непоседлив и очень общителен. Он не боялся устраивать дискуссии на всевозможные темы не только с одноклассниками, но и с учителями. Но, окончив школу, общительный Дейл довольно долго не мог найти себя.

Карнеги хотел не только  «дорасти» до своих сверстников, но и обогнать их во всём. И он нашёл то единственное, в чём он был лучше многих — ораторское искусство. Карнеги вспоминал, что тренировал свою речь не только в колледже, но и дома на ферме — говорил с телёнком, с лошадью, с овцами. Поначалу его самооценке это не сильно помогало. Юный Карнеги даже помышлял свести счёты с жизнью. Но тут же брал себя в руки и снова начинал тренировку. В конце концов, молодого коммуникабельного студента приняли в дискуссионный кружок. И тут его талант раскрылся! В своих выступлениях он был настолько хорош, что многие студенты просили его стать их репетитором. 

После окончания учебы Дейл Карнеги попытался организовать курсы ораторского мастерства, но у местных фермеров эта идея не вызвала никакого энтузиазма. Тогда он переехал в другой район и поступил в одну из фирм агентом по продаже бекона, мыла и сала. Благодаря этой работе ему удалось собрать денег и организовать собственную школу, где он преподавал риторику и сценическое мастерство.

Одновременно Карнеги начал ездить по стране с лекциями о том, как организовывать эффективное общение и налаживать взаимоотношения. Вскоре курсы психолога и оратора приобрели невероятную популярность. В период Великой депрессии тысячи человек ждали того самого гуру, который поможет им вернуть потерянный капитал. Таким гуру и стал Дейл Карнеги. Его гонорары росли каждый месяц, а приглашения на выступления летели со всей Америки. 

В 1936 году вышла в свет самая знаменитая книга Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». Главный лозунг книги — «Верь, что ты добьёшься успеха — и ты его добьёшься». На протяжении 10 лет эта книга оставалась в списках бестселлеров газеты «New York Times». Следующая его работа – «Как перестать беспокоиться и начать жить» – также была переведена на многие языки мира. Карнеги стал основателем «Института эффективного ораторского искусства и человеческих отношений».

Хотя психологу и оратору удалось добиться всемирного признания и успеха, в его собственной жизни не все складывалось в соответствии с теми правилами и советами, которые он давал в своих книгах. Личная жизнь его сложилась неудачно. Карнеги был женат дважды, однако оба брака распались. О причинах своих семейных неурядиц автор мотивирующих книг и «продавец счастья» предпочитал не распространяться. В первый раз он развелся, когда писал главу «Семь правил для счастливого брака», поэтому сам факт своего развода скрывал. Второй брак продержался дольше во многом потому, что супруга стала его менеджером и владела большой частью его доходов. 

Последние годы Карнеги провел, мучаясь от неизлечимой болезни. В своих работах психолог утверждал, что все болезни случаются из-за стрессов, тревожности и излишней мнительности людей. Чтобы обрести душевную гармонию и физическое здоровье, нужно просто не омрачать свое существование хроническим беспокойством и негативными эмоциями. Очевидно, самому автору это не удалось.

Ведущий библиотекарь  Зикеева Е.В.

пятница, 13 ноября 2020 г.

Открой глаза души! Международный день слепых

Международный день слепых отмечается традиционно 13 ноября с 1984 года в день рождения Валентина Гаюи - французского педагога и основателя школы для слепых. Еще в 18 веке Гаюи открыл в своем доме школу для слепых. Он занимался разработкой шрифта, известного под названием «унциал». Рельефные буквы на картоне, которые помогали детям изучать чтение любого текста. Гаюи отдал все свои силы, средства на обучение воспитанников, создал методические пособия, глобусы для просмотра. Он первым создал книгу для слепых, печатал ее в своей типографии. По этим книгам незрячие люди обучались вплоть до появления шеститочечного шрифта Брайля.

Деятельность Валентина Гаюи была замечена при дворе Российской империи. Александр I в 1803 году направил Гаюи предложение создать в Санкт-Петербурге учебное заведение для людей с полной или частичной потерей зрения. Гаюи нашел учителей-энтузиастов, и когда школа была готова открыться, из канцелярии министерства просвещения Российской империи пришёл ответ: «В России нет слепых детей». Тогда Валентин стал сам разыскивать учеников, большую часть которых он встретил в богадельне близ Смольного.

Валентин Гаюи не только обучал слепых учеников, но и кормил их за свой счет. Через четыре года император утвердил штат, устав и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых. Эту дату ныне считают датой основания первого в России учебно-воспитательного заведения для слепых детей. В 1808 году чиновниками была проведена проверка института, которая отмечала: «Слепые воспитанники обучены чтению, письму, географии, истории, языкам, музыке, печатанию, пению и разным ремеслам — плетению корзин и стульев, вязанию сетей, вышиванию, наборному делу».

В России Гаюи издает книгу «Краткое изложение, служащее проспектом второго издания Опыта по воспитанию слепых».

В 1829 году Брайль внес коррективы в шрифт и методику исполнения чтения, которые используются во всем мире и сейчас.

В 1925 году появилось общество слепых в России, которое взяло на себя обязательства помогать и заботится о всех незрячих. На сегодняшний день в России живут более 50 млн. слепых.

Слепые составляют 1/10 часть всего населения мира. Эти люди плохо или совсем не видят, но обладают хорошим осязанием и слухом. Среди слепых есть пианисты, философы, поэты, музыканты, композиторы. В Москве работает театр с выступлениями слепых, которые учат по специальной методике ролевые тексты, им помогают люди с нормальным зрением выполнять правильные движения. Создан хор, в котором все участники слепые.

В Москве появился новый ресторан «В темноте», где все происходит в кромешной темноте. Все посетители оставляют на входе светильники, сотовые телефоны. Обслуживанием занимаются слепые официанты. Если возникает сложность добраться до своего столика, то на помощь приходят официанты. Тем самым, каждый приходящий в это заведение окунается в жизнь слепых без света. Весь доход от ресторана идет в благотворительность.

Международный день слепых – событие, которое еще раз напоминает нам всем о поддержке тех, кому это необходимо.

Характер – это и есть судьба. Людмила Гурченко. 85 лет со дня рождения.

Людмила Гурченко - советская и российская киноактриса, эстрадная певица, режиссёр, сценарист, писатель. Народная артистка СССР. Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых и Государственной премии РФ.

Вся жизнь актрисы была, как говорится «на виду». Ее обсуждали и осуждали, любили и не очень, ругали и восхищались, завидовали и злословили. Но редко кто, как Гурченко, был предан своей профессии, и так дорого заплатил за эту любовь.

В след за первым оглушительным успехом актрисы пришла пора практически полного забвения. Причин для этого было несколько. Одно из предположений, почему в карьере актрисы наступил резкий спад - в 1957-м, когда Гурченко еще работала в картине «Девушка с гитарой», она была вызвана на аудиенцию к министру культуры Советского Союза Николаю Михайлову. Он предложил ей сотрудничество с органами КГБ, от которого актриса решительно отказалась. Возможно, это и стало настоящей причиной гонений и забвения ее, как актрисы.

На протяжении десяти лет Гурченко практически не снималась. Зато в эти годы актрисе удалось вырваться за рамки сложившегося амплуа. Ее пригласили на съемочную площадку картины «Балтийское небо» и она успешно справилась с драматической ролью. Такие же глубокие и трагические образы ей довелось сыграть и в фильмах «Старые стены» и «Рабочий поселок».

На съемках сказочной истории «Мама» актриса получила серьезную травму ноги. Доктора диагностировали закрытый перелом, осложнявшийся смещением, кость была раздроблена на девятнадцать осколков. Впереди маячила инвалидность, но Гурченко была не из тех, кто опускает руки перед проблемами. Она много и долго тренировалась, и спустя несколько лет снова танцевала и надела высокие каблуки.

С каждой новой работой в кино Гурченко все больше утверждалась в амплуа драматической актрисы. Именно таких героинь она сыграла в лентах «Сибириада», «Двадцать дней без войны», «Пять вечеров». Фильмография актрисы насчитывает девяносто шесть картин.

Актриса обладала выдающимися музыкальными способностями и писала книги. У нее вышло семнадцать альбомов и 3 автобиографических издания. Она обладала уникальным голосом, пела сольно или в дуэте с известными певцами и артистами. С ее участием вышло шестнадцать видеоклипов.

Людмила Гурченко была веселой и коммуникабельной. Единственный человек, с которым отношения были натянуты всю жизнь – ее дочь Мария Королева. На первом месте у Гурченко была карьера, она постоянно пропадала на съемочной площадке, уезжала на длительные гастроли. Мария абсолютно была не похожа на свою мать. Гурченко просто души не чаяла в своих внуках, но даже эта большая любовь не примирила ее с родной дочерью и зятем. 

Иван Сергеевич Тургенев дорог нам, как настроение, как воспоминание, как первая любовь

9 ноября  исполнилось 202 года со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, знаменитого русского писателя и поэта, публициста и драматурга, классика русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений.

«Первая любовь» - повесть, написанная в виде воспоминаний. Эпизод влюбленности юного Тургенева в свою соседку и описанные им чувства явились основой произведения. Глазами неопытного юноши, который видит лишь обрывки жизни главной героини, для которого отец стал соперником в первой любви, Тургенев показал сладость первого любовного страдания и трагедию чувства мужчины и женщины.

«Месяц в деревне» — пьеса И. С. Тургенева, написанная в 1850 году. Пьеса дважды меняла название: прежние — «Студент», «Две женщины». В основе пьесы лежит любовный четырёхугольник. Интересно следить за тончайшим кружевом психологических нюансов и мотивировок: две женщины (одной 29 лет, другой только 17) внимательно следят за отношением друг друга к молодому студенту... Наталья Петровна поддразнивает Ракитина, своего несчастного воздыхателя. Отношения Натальи Петровна и Ракитина списаны строго с натуры. Ракитин — сам автор, Наталья Петровна во многом Полина Виардо. И в пьесе описано начало их долгой и трудной любви. «Этюдом о страсти» назвал Станиславский эту пьесу Тургенева.

 

«Стихотворения в прозе» начинаются с обращения Тургенева «К читателю»: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет, – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, – и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу.»                                 Некоторые из стихотворений вселяют чувство непередаваемого торжества; некоторые заставляют глубоко задуматься о своей жизни и жизни чужой. Но все они несомненно отмечены мощью таланта.

«Тургенев остается дорог, как настроение, как воспоминание, как первая любовь» (Юлий Айхенвальд).

четверг, 12 ноября 2020 г.

Клуб Веселых и Находчивых. К Международному дню КВН


Международный день КВН ежегодно отмечается 8 ноября

«КВН – это наш российский бренд, которого нет ни у кого. КВН — жанр, в котором простые участники говорят своим языком о различных вещах нашей жизни, как они их видят. Это явление времени, в котором есть свои авторы и свои исполнители» - так говорят о нем сами участники.

А с чего все начиналось?

Прообразом КВН стала передача «Вечер веселых вопросов». Это было новшество на российском телевидении — она транслировалась в прямом эфире, ведущий задавал вопросы, а отвечали на них телезрители. Но просуществовала она недолго, и в 1957 году была закрыта.

Спустя несколько лет группа журналистов придумала новую телепередачу под названием «Клуб Весёлых и Находчивых», дебютный эфир которой состоялся 8 ноября 1961 года. Этот день считается днём рождения КВН. Игра быстро обрела популярность. Она сохранилась даже когда телепередача исчезла с экранов в период с 1972-го по 1986 годы. КВН вновь стал телевизионным в годы Перестройки, а после распада СССР превратился из Всесоюзного клуба в Международный.

В 2001 году, бессменный (с 1964 года) ведущий и президент Клуба Весёлых и Находчивых Александр Васильевич Масляков предложил отмечать день первого телеэфира, как «Международный день КВН», и теперь это уже традиционный праздник всех тех, кто имеет отношение к КВН-движению. Тогда же (в год сорокалетия КВН) было решено организовать игру, в которой встретились две необычные команды: «Сборная 20-го века» и «Сборная 21-го века».

Концепция шоу известна всем: здесь люди соревнуются в остроумии. Мало рассказать заученный текст: здесь нужна импровизация. Сценки и выступления бывают разные, иногда затрагивают острые, наболевшие темы. Из-за этого бывало так, что КВН снимали с эфира и закрывали.

Всего же, как подсчитали эксперты в юмористическом клубе выступило около двухсот коллективов. Согласитесь, что цифра довольно внушительная. Многие кавээнщики получили настоящую путевку в жизнь: стали известными певцами, продюсерами, актерами.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) - российский и советский живописец, график, теоретик искусства, драматург, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР

 

5 ноября родился Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939).

В 12-летнем возрасте Кузьма знакомится с двумя иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы, и пробует самостоятельно писать. А в 1903—1904 гг. Петров-Водкин уже работал над крупным заказом - пятиметровым майоликовым панно «Богоматерь с Младенцем». Самостоятельно предпринятые поездки за границу также послужили школой мастерства. Как писал художник: «Я начал с Италии. Там я выбрал себе любимчиков, которых чту и уважаю всю жизнь».

В 1910 - 1915 годы Петров-Водкин много работает над росписями храмов и в эти же годы создаёт ряд картин, в которых прослеживается связь с русской иконописью — прежде всего это «Купание красного коня». Автор задумал картину как бытовую сцену. Сделав наброски, Петров-Водкин безжалостно искромсал полотно ножом. И только, когда увидел новгородские иконы, понял, каким должно быть лицо главного персонажа. И конь - огромный, выскакивающий за пределы рамки, огненно-красный, как на иконе с Георгием Победоносцем. На выставке объединения «Мир искусства» в 1912 году «Купание…» стало главной сенсацией. Илья Репин, называвший прежние картины Петрова-Водкина «возмутительным безобразием неуча», долго стоял перед полотном и, наконец, вымолвил: «Талантище!»

Весной 1914-го картину показали на выставке в шведском городе Мальмё. Но Первая мировая война, революция и Гражданская война помешали ей вернуться на Родину. Лишь в 1950 году «Красный конь» оказался в России. В 1961-м полотно было преподнесено в дар Третьяковской галерее. Многие искали скрытые в изображении смыслы. Когда в 1917-м грянула революция, живописец воскликнул: «Так вот почему я написал «Купание красного коня!»

«Очень трудно и болезненно наша Родина находит свой жизненный путь…»,- писал о революции Петров-Водкин. Однако, именно в этот переломный период рождаются многие из лучших его работ: в 1918 году он пишет один из самых запоминающихся своих автопортретов и целую серию натюрмортов, а в 1920 году создаёт классическое полотно «Петроградская мадонна».

Весной 1927 года Петров-Водкин начинает работу над картиной «Смерть комиссара», которая подведёт итог послеоктябрьскому десятилетию и станет одним из центральных произведений всего творчества художника.

В 1934 году Петров-Водкин создаёт картину «1919 год. Тревога», ставшую одной из вершин его позднего творчества и удивительным образом предвестившую «ощущение неотвратимости беды».
В первые годы советской власти, когда и холста было не достать, Петров-Водкин на обратной стороне клеенки нарисовал скудный революционный ужин: селедку, четвертушку черного хлеба и две картофелины. «Это паек блокадного времени!» - произнес мастер, предвещая блокаду Ленинграда

Звучная фамилия живописца действительно связана с «питейной» историей. Дед Кузьмы Сергеевича, Петр, безбожно пил. В пьяном угаре зарезал жену. К счастью, отец художника по стопам батюшки не пошел, да и Кузьме Сергеевичу любовь к алкоголю не передалась. Но им, как потомкам Петра - Петровым, в довесок досталась и фамилия Водкин.

Эдуард Багрицкий. К 125-летию со дня рождения (1895-1934)

  

Поэт Эдуард Багрицкий родился 3 ноября (1895-1934).

«Он выглядел силачом, атлетом, бодлеровские глаза мрачно смотрели из-под бровей», - писал о Багрицком В.Катаев , а его друг И.Бабель говорил: «В светлом будущем все будут состоять из умных, верных и весёлых, похожих на Багрицкого». Но сам он о своём поколении совсем не «по-комсомольски» писал: «Мы ржавые листья на ржавых дубах».

Блистательный мастер, Багрицкий принял революцию, его романтическая поэзия воспевала строительство нового мира. При этом Багрицкий мучительно пытался понять для себя жестокость революционной идеологии и приход тоталитаризма.

Первые стихи Э.Багрицкого были напечатаны в 1913 и 1914 годах. На раннем творчестве поэта сильно сказалось влияние Н. Гумилева. Уже в 1915 году Багрицкого считали едва ли не самым талантливым поэтом современности. Молодой автор становится постоянным участником альманахов «Серебряные трубы», «Чудо в пустыне» и других. В это время он часто публикуется под женским псевдонимом «Нина Воскресенская». Вскоре он стал одной из самых заметных фигур в группе молодых одесских литераторов, впоследствии ставших крупными советскими писателями. Багрицкий любил декламировать собственные стихи перед молодёжной публикой.

Эдуард Багрицкий был революционным романтиком советской литературы. Между тем, литературный путь его был тяжелым и полным противоречий. Его творчество вызывает споры даже у наших современников.

С одной стороны, поэт поддержал революцию, восхваляя новый строй, с другой – не до конца мог понять и принять бесчеловечность коммунистической идеологии. Несмотря на это, Багрицкий занимает свою нишу в литературном мире как талантливый поэт и прекрасный переводчик.

Свободолюбие Багрицкого ярче всего выразилось в цикле стихотворений, посвящённых Тилю Уленшпигелю, который он писал на протяжении всей жизни.

В поэме Багрицкого «Дума про Опанаса» показано трагическое противоборство украинского деревенского парня, который мечтает о тихой крестьянской жизни на своей вольной Украине, и комиссара, отстаивающего «высшую» истину мировой революции.

Немало споров до сих пор вызывает опубликованная после смерти поэта поэма Багрицкого «Февраль».

А стихотворение «Смерть пионерки» обеспечило Э.Багрицкому историческую роль в советской литературе. Это произведение звучит как вызов самой смерти. Романтические яркие стихи Багрицкого до сих пор звучат в песнях. А Иосиф Бродский признавался: «Мне ужасно нравился в молодости Багрицкий».

Литературный псевдоним - Анри Труайя (1911 – 2007)

    

     Лев Асланович Тарасов, литературный псевдоним Анри Труайя – французский писатель, член Французской академии, лауреат многочисленных литературных премий, автор более сотни томов исторических и художественных произведений – родился 1 ноября 1911 года в Москве в богатой армянской купеческой семье. Сам он так писал о своей семье: «Моя бабушка - немка, воспитывалась в Смольном институте, мой дед - армяно-грузинского происхождения был врачом  и страстно увлекался разведением роз».

         В 1918 году вместе с родителями эмигрировал во Францию. Семья Анри, проделав путь через Кавказ, Крым, Стамбул оказалась в Венеции  и, наконец, в 1920 году, семья обосновалась в пригороде Парижа.

Творческая жизнь писателя началась в 1930-е годы, когда был опубликован его первый роман «Обманчивый свет». Издатель романа сообщил автору, что «не в его интересах выпускать книгу под иностранной фамилией: прочитав на обложке „Лев Тарасов“, читатель примет её за переводную», и настоятельно рекомендовал придумать псевдоним – Анри Труайя.

В 1938 году за роман «Паук» Анри Труайя был удостоен Гонкуровской премии. К моменту награждения он уже был известен, как новеллист и драматург.

        За свою жизнь Анри Труайя написал около 100 томов литературных произведений.  Он - исследователь исторического наследия России. Его «Русские биографии» многократно переводились на многие языки, по его трудам во всём мире изучают историю и культуру России. 

    В 1945 году, получив письмо от внука барона Геккерна-Дантеса, писатель изучил архив барона и переработал биографию А. С. Пушкина. В архиве он обнаружил неизвестные письма, повествующие о гибели поэта. Эти письма он использовал при написании книги о Пушкине. 

В мае 1959 года Анри Труайя был избран членом Французской академии.

За свою 95-летнюю жизнь писатель создал  множество произведений, из которых почти половина посвящена России и её выдающимся деятелям. Его перу принадлежит ряд биографий известных российских и французских личностей. Им были написаны романы, посвящённые выдающимся французским романистам: Ги де Мопассану, Эмилю Золя, Гюставу Флоберу и др.

Ведущий библиотекарь Е.В.Зикеева

пятница, 30 октября 2020 г.

Вячеслав Кондратьев – писатель, показавший войну без прикрас. К 100-летию со дня рождения

30 октября 2020 года исполняется 100 лет со дня рождения писателя-фронтовика Вячеслава Леонидовича Кондратьева.
"У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая еще не написана» (В. Л. Кондратьев). По оценке современников, сделать это ему удалось с особенной глубиной и точностью.

В 1939 году студента первого курса Московского архитектурного института, Вячеслава Кондратьева призвали в ряды Красной Армии. Спустя 2 года, в декабре 1941-го, его отправили на фронт под Ржев. Об этой странице в истории Великой Отечественной войны писали мало и неохотно, и на то есть причины. События Ржевской битвы ужасали: за 14 месяцев более миллиона человек были ранены, убиты и взяты в плен.  

Литературный талант Вячеслав Кондратьев открыл в себе поздно. "Я стал жить какой-то странной, двойной жизнью: одной – в реальности, другой – в прошлом, в войне. Схватила она меня за горло и не отпускала. И наступил момент, когда я уже не мог не начать писать", – говорил автор.

Первое его творение – повесть "Сашка" - одно из самых известных произведений.

Правдивая и душевная история о простом солдате, который в критических ситуациях не отступился от своих принципов и даже перед страхом смерти сумел остаться человеком. Никогда ещё в нашей литературе с такой силой не сталкивался воинский долг с общечеловеческой нравственностью, запрещающей убивать.

Все произведения Кондратьева в той или иной степени автобиографичны.

Кондратьев В.Л. с горечью отмечал, что его собратья по перу многое не сказали о «чрезмерной жестокости войны, жестокости своих... Мы не сказали о штрафных ротах и батальонах. Наша военная проза мало рассказала о неумении многих наших военачальников вести современную войну, о наших победах "любой ценой", а за ценой наши начальники не стояли, о взятии городов или даже населенных пунктов — к праздникам... Умолчали о недостойном поведении некоторой части наших солдат…Умалчивали, потому что знали, что это все равно "вырежут"...» (Литературное обозрение. 1990. №5. С.4)

Писатель покончил жизнь самоубийством во время тяжелой болезни 21 сентября 1993 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

суббота, 24 октября 2020 г.

Пикантность, непривычность, неприличность. Венедикт Ерофеев. К дню рождения писателя

            

             Венедикт Ерофеев родился на Кольском полуострове, там же закончил школу с золотой медалью и в конце жизни даже утверждал, что впервые пересек Полярный круг только в 17 лет, когда отправился поступать в МГУ. Учился на филологическом факультете МГУ, в Орехово-Зуевском, Владимирском  и Коломенском  педагогических институтах, но отовсюду был отчислен. Долгое время жил без прописки, был разнорабочим, грузчиком, бурильщиком, сторожем в вытрезвителе, рабочим ЖКХ стройтреста, рабочим поточной линии кирпичного завода, стрелком ВОХР и др. В 1976-м женитьба дала ему возможность прописаться в столице.

 Ерофеев всегда отличался незаурядной эрудицией и любовью к литературному слову. Вот как об этом вспоминает сестра писателя Нина Фролова: «Книг особых у нас не было, поэтому читали все подряд, что под руку попадается; был у нас маленький отрывной календарь. Веничка этот календарь — все 365 дней — полностью знал наизусть еще до школы».

      Ещё в 17-летнем возрасте он начал писать «Записки психопата», рукопись долгое время считалась утерянной и  впервые была  опубликована в 2000 году. Во Владимире написал небольшую повесть «Благая весть». По словам писателя, она пользовалась  популярностью у его знакомых и неоднократно переписывалась  вручную, но была потеряна.

В 1970 году Ерофеев закончил поэму в прозе «Москва — Петушки». Она была опубликована в иерусалимском журнале «АМИ» в 1973 году.  Как писал об этом сам писатель: «Моя проза — в розлив с 1970 г. и с 1973 навынос». В СССР поэма впервые напечатана в журнале «Трезвость и культура» в 1988 году. Сегодня эта книга издана на тридцати языках, огромными тиражами и разными издательствами. 

Вот как оценивает современный читатель прозу В. Ерофеева: «Это настоящий, чистый и добротный постмодернизм. Сочетание несочетаемого — ключевой элемент книги. Автор совмещает быт обычного алкоголика с евангельскими и другими культурными отсылками, создавая собственную философию. Не смущайтесь, что по сюжету он просто едет в электричке и пьёт. Здесь важны мысли. Здесь важен мир главного героя. Здесь важна его реальность».

В этом и других своих произведениях Ерофеев тяготеет к традициям сюрреализма и литературной буффонады. Помимо «Записок психопата» и «Москвы — Петушков» Ерофеев написал пьесу «Вальпургиева ночь или Шаги Командора», эссе о Василии Розанове для журнала «Вече», неподдающуюся жанровой классификации «Благую Весть», а также подборку цитат из Ленина «Моя маленькая лениниана». Пьеса «Диссиденты, или Фанни Каплан» осталась неоконченной. После смерти писателя частично изданы его записные книжки. 
               В 1987 году Венедикт Ерофеев принял крещение в Католической церкви.

С 1985 года Ерофеев страдал раком гортани. После операции мог говорить лишь при помощи голосообразующего аппарата. Скончался во  Всесоюзном онкологическом центре. Похоронен на Кунцевском кладбище.

 Е.В.Зикеева

суббота, 17 октября 2020 г.

Татьяна Львовна Сухотина-Толстая. Писатель, мемуарист, художник. Часть II

 

В возрасте 14 лет Татьяна начала вести дневник. Лев Николаевич всячески поощрял в детях это занятие и главным принципом, которого он придерживался сам, он внушил своим детям, — быть предельно искренним и откровенным. Этого принципа на протяжении 40 лет ведения записей придерживалась и Татьяна Львовна. Тем и ценно для нас сегодня читать воспоминания дочери Толстого, в которых она в полной мере повествует об отце, его быте, отношениях родителей.

 В 1899 году в возрасте 35 лет Татьяна Львовна вышла замуж за Михаила Сергеевича Сухотина. Он был старше жены на 14 лет, имел шестерых детей. Словом, избранником дочери отец остался недоволен. Тяжело пережил он замужество дочери. С.А. Толстая рассказывала в своём дневнике:

«Событие это вызвало в нас, родителях, такую сердечную боль, какой мы не испытывали со смерти Ванечки. Всё наружное спокойствие Льва Николаевича исчезло; прощаясь с Таней, когда она, сама измученная и огорчённая, в простом сереньком платье и шляпе, пошла наверх, перед тем как ей идти в церковь, — Лев Николаевич так рыдал, как будто прощался со всем, что у него было самого дорогого в жизни».

Тем не менее, в 1905 году Татьяна порадовала близких рождением дочери Татьяны. Это был единственный ребенок Татьяны Львовны, которого ей удалось выносить и родить здоровым. Она всегда хотела иметь много детей, но семь (!) раз в жизни уже на последних сроках беременности теряла детей.

              Воспоминания Т. Л. Сухотиной-Толстой об уходе и смерти отца - одно из самых правдивых и объективных свидетельств во всей мемуарной литературе о Толстом. Вся дальнейшая жизнь Татьяны Львовны была посвящена отцу, пропаганде его творчества.

 После смерти отца, спустя четыре года умер супруг Татьяны Львовны. Она осталась одна с восьмилетней Татьяной. С 1914 по 1921 гг. жила в Ясной Поляне. В 1917 - 1923 являлась хранителем музея-усадьбы. В 1923 - 1925 гг. была директором Музея Л.Н. Толстого в Москве.


В сложные 1920-е годы, годы Гражданской войны и становления новой власти ей удалось многих спасти от тюрьмы и от смерти. В 1923 г. Т.Л. Сухотина познакомилась со знаменитым австрийским актером Моисси, который поставил на сцене пьесу «Живой труп». Он уговорил Татьяну Львовну покинуть Россию. В 1925 году Татьяна Львовна получила визы для себя и своей двадцатилетней дочери и уехала за границу. Существует мнение, что на этот шаг она решилась из-за любовного увлечения дочери неподходящей партией.


С 1925 года — в эмиграции во Франции. Участвовала в работе благотворительного Толстовского фонда, который был организован в 1939 году.

 На Западе Татьяна Львовна выступала с лекциями, писала портреты, создавала кукол в традиционно русских костюмах, создавала также модели - все это помогало ей держатся на плаву, т.к. денежных поступлений от наследия отца она не имела. Лев Николаевич в свое время отказался от авторских прав.

В Париже Татьяна Львовна открыла Русскую академию, туда она пригласила преподавать художников, также проживавших в то время во Франции: Коровина К. А., Григорьева Б. Д., Билибина И. Я. и др. В последствие академию пришлось закрыть из-за материальных затруднений, но Татьяна Львовна продолжала поддерживать с художниками добрые отношения.

 Дочь Татьяны Львовны Татьяна Михайловна вышла замуж за Леонардо Альбертини и переехала в Рим. Туда же перебралась и Татьяна Львовна, правда, жила она отдельно от «молодых», но по-прежнему тесно общалась с дочерью.

Умерла Татьяна Львовна в Риме в 1950 году, похоронена на некатолическом кладбище.

Татьяна Львовна Сухотина-Толстая оставила в истории след, главным образом, как автор мемуаров. Написала ряд очерков, объединенных в книге «Друзья и гости Ясной Поляны» и другие произведения.

Книги Татьяны Львовны Сухотиной-Толстой Вы можете найти в нашей библиотеке.

 Ведущий библиотекарь Е.В. Зикеева