Страницы

четверг, 12 ноября 2020 г.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) - российский и советский живописец, график, теоретик искусства, драматург, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР

 

5 ноября родился Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939).

В 12-летнем возрасте Кузьма знакомится с двумя иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы, и пробует самостоятельно писать. А в 1903—1904 гг. Петров-Водкин уже работал над крупным заказом - пятиметровым майоликовым панно «Богоматерь с Младенцем». Самостоятельно предпринятые поездки за границу также послужили школой мастерства. Как писал художник: «Я начал с Италии. Там я выбрал себе любимчиков, которых чту и уважаю всю жизнь».

В 1910 - 1915 годы Петров-Водкин много работает над росписями храмов и в эти же годы создаёт ряд картин, в которых прослеживается связь с русской иконописью — прежде всего это «Купание красного коня». Автор задумал картину как бытовую сцену. Сделав наброски, Петров-Водкин безжалостно искромсал полотно ножом. И только, когда увидел новгородские иконы, понял, каким должно быть лицо главного персонажа. И конь - огромный, выскакивающий за пределы рамки, огненно-красный, как на иконе с Георгием Победоносцем. На выставке объединения «Мир искусства» в 1912 году «Купание…» стало главной сенсацией. Илья Репин, называвший прежние картины Петрова-Водкина «возмутительным безобразием неуча», долго стоял перед полотном и, наконец, вымолвил: «Талантище!»

Весной 1914-го картину показали на выставке в шведском городе Мальмё. Но Первая мировая война, революция и Гражданская война помешали ей вернуться на Родину. Лишь в 1950 году «Красный конь» оказался в России. В 1961-м полотно было преподнесено в дар Третьяковской галерее. Многие искали скрытые в изображении смыслы. Когда в 1917-м грянула революция, живописец воскликнул: «Так вот почему я написал «Купание красного коня!»

«Очень трудно и болезненно наша Родина находит свой жизненный путь…»,- писал о революции Петров-Водкин. Однако, именно в этот переломный период рождаются многие из лучших его работ: в 1918 году он пишет один из самых запоминающихся своих автопортретов и целую серию натюрмортов, а в 1920 году создаёт классическое полотно «Петроградская мадонна».

Весной 1927 года Петров-Водкин начинает работу над картиной «Смерть комиссара», которая подведёт итог послеоктябрьскому десятилетию и станет одним из центральных произведений всего творчества художника.

В 1934 году Петров-Водкин создаёт картину «1919 год. Тревога», ставшую одной из вершин его позднего творчества и удивительным образом предвестившую «ощущение неотвратимости беды».
В первые годы советской власти, когда и холста было не достать, Петров-Водкин на обратной стороне клеенки нарисовал скудный революционный ужин: селедку, четвертушку черного хлеба и две картофелины. «Это паек блокадного времени!» - произнес мастер, предвещая блокаду Ленинграда

Звучная фамилия живописца действительно связана с «питейной» историей. Дед Кузьмы Сергеевича, Петр, безбожно пил. В пьяном угаре зарезал жену. К счастью, отец художника по стопам батюшки не пошел, да и Кузьме Сергеевичу любовь к алкоголю не передалась. Но им, как потомкам Петра - Петровым, в довесок досталась и фамилия Водкин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий