5 ноября родился Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939).
В 12-летнем возрасте Кузьма знакомится с двумя
иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы, и
пробует самостоятельно писать. А в 1903—1904 гг. Петров-Водкин уже работал
над крупным заказом - пятиметровым майоликовым панно «Богоматерь с Младенцем».
Самостоятельно предпринятые поездки за границу также послужили школой
мастерства. Как писал художник: «Я начал с Италии. Там я выбрал себе
любимчиков, которых чту и уважаю всю жизнь».
В 1910 - 1915 годы Петров-Водкин много работает над
росписями храмов и в эти же годы создаёт ряд картин, в которых прослеживается
связь с русской иконописью — прежде всего это «Купание красного коня». Автор
задумал картину как бытовую сцену. Сделав наброски, Петров-Водкин безжалостно
искромсал полотно ножом. И только, когда увидел новгородские иконы, понял,
каким должно быть лицо главного персонажа. И конь - огромный, выскакивающий за
пределы рамки, огненно-красный, как на иконе с Георгием Победоносцем. На
выставке объединения «Мир искусства» в 1912 году «Купание…» стало главной
сенсацией. Илья Репин, называвший прежние картины Петрова-Водкина
«возмутительным безобразием неуча», долго стоял перед полотном и, наконец,
вымолвил: «Талантище!»
Весной 1914-го картину показали на выставке в шведском
городе Мальмё. Но Первая мировая война, революция и Гражданская война помешали
ей вернуться на Родину. Лишь в 1950 году «Красный конь» оказался в России. В
1961-м полотно было преподнесено в дар Третьяковской галерее. Многие искали
скрытые в изображении смыслы. Когда в 1917-м грянула революция, живописец
воскликнул: «Так вот почему я написал «Купание красного коня!»
«Очень трудно и болезненно наша Родина находит свой
жизненный путь…»,- писал о революции Петров-Водкин. Однако, именно в этот
переломный период рождаются многие из лучших его работ: в 1918 году он пишет
один из самых запоминающихся своих автопортретов и целую серию натюрмортов, а в
1920 году создаёт классическое полотно «Петроградская мадонна».
Весной 1927 года Петров-Водкин начинает работу над
картиной «Смерть комиссара», которая подведёт итог
послеоктябрьскому десятилетию и станет одним из центральных произведений всего
творчества художника.
В 1934 году Петров-Водкин создаёт картину «1919
год. Тревога», ставшую одной из вершин его позднего творчества
и удивительным образом предвестившую «ощущение неотвратимости беды». В первые годы советской власти, когда и холста было не
достать, Петров-Водкин на обратной стороне клеенки нарисовал скудный
революционный ужин: селедку, четвертушку черного хлеба и две картофелины. «Это
паек блокадного времени!» - произнес мастер, предвещая блокаду Ленинграда
Звучная фамилия живописца действительно связана с
«питейной» историей. Дед Кузьмы Сергеевича, Петр, безбожно пил. В пьяном угаре
зарезал жену. К счастью, отец художника по стопам батюшки не пошел, да и Кузьме
Сергеевичу любовь к алкоголю не передалась. Но им, как потомкам Петра -
Петровым, в довесок досталась и фамилия Водкин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий