Библиотека — это открытый стол идей, за который приглашен каждый.                   Герцен А.

суббота, 17 октября 2020 г.

Татьяна Львовна Сухотина-Толстая. Писатель, мемуарист, художник. Часть I

 

Татьяна Львовна родилась в семье графа Л. Н. Толстого 4 октября или 16 октября по новому стилю 1864 года. Она была вторым ребенком в семье, старшей дочерью и была любимицей отца. В этот период  Лев Николаевич начал работать над романом «Война и мир», и в доме царила атмосфера творчества.

«Рождение моей дочери Тани было как праздник, и вся ее жизнь была потом для нас родителей, сплошная радость и счастье. Никто из детей не внес такого содержания, такой помощи, любви и разнообразия, как наша Таня. Умная, живая, талантливая, веселая и любящая, она умела вокруг себя устроить счастливую духовную атмосферу, и любили же ее все — и семья, и друзья, и чужие» (Дневник С.А. Толстой).

«Когда она тут, я ее не замечаю только потому, что она точно часть меня, точно она — это я сам. Очень уж она мне близка» — говорил о старшей дочери Лев Николаевич.

Из воспоминаний Татьяны Львовны: «С большой любовью вспоминаю я своё детство. И с чувством горячей благодарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни».

В Татьяне Львовне соединились особенности характеров обоих ее родителей. Созданная из плоти и крови, она, как и ее отец, боролась против плотских интересов, исповедовала вегетарианство. От матери она унаследовала практичность, способность заниматься самыми разными делами, как и мать, она любила туалеты, развлечения, была не лишена тщеславия.

«Трём людям я особенно благодарна за своё детство: Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему вас в те условия, в которых мы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны, и — Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твёрдых нравственных основ. Среди этих трёх людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло моё детство». (Сухотина. Воспоминания. С. 29).

Первоначальное образование получила дома. Рано открылась в ней тяга к рисованию. Отца часто навещали известные люди, бывали среди них и художники. Однажды Льва Николаевича посетил Иван Крамской (его кисти принадлежит известный портрет писателя). Художник произвел неизгладимое впечатление на 9-летнюю Таню, и Лев Николаевич пригласил для дочери учителя рисования.

 
В дальнейшем Татьяна Львовна периодически училась в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, ее учителями в разное время были Перов В. Г., Прянишников И. М., Пастернак Л. О. Татьяна Львовна общалась с художниками Репиным И. Е. и Ге Н. Н., которые отмечали в ней способности и поддерживали советами. Нередко она обращалась за указаниями к Н.Н. Ге, который в 1886 г. писал ей: «Я рад, что Вы хотите заняться искусством. Способности у Вас большие, но знайте, что способности без любви к делу ничего не сделают».

 Однако, сама Татьяна к своим работам относилась требовательно, зачастую обесценивая свой талант.

 «Моя живопись меня путает — что из неё выйдет? — писала она в дневнике в 1889 г. — Убью много времени, труда, а никогда не дойду до того, чтобы быть в состоянии сказать посредством её что-нибудь хорошее людям. Да я и не довольно хороший человек для этого. Папа вчера написал маленькую статью об искусстве, и по ней я увидела, как мало шансов мне сделаться художником».

Находясь подле своего великого отца, Татьяна Львовна не решилась создать его живописный портрет, довольствуясь лишь отдельными зарисовками Льва Николаевича. Она - автор графических портретов Л.Н. Толстого (около 30), исполненных карандашом, углем, сангиной. Зато портретов близких и из крестьянского окружения было создано много. 

Ведущий библиотекарь Е.В. Зикеева 

Комментариев нет:

Отправить комментарий