У Анатолия Дмитриевича была какая-то необыкновенная улыбка. Очень яркие для немолодого уже человека голубые глаза начинали искрить смешинками. Удивительно интеллигентный, мягкий и доброжелательный взгляд выдавал в нем художника, потому что очень внимательно сосредотачивался на всякого рода деталях. Говорить с ним было одно удовольствие. Сколько интересных подробностей знал он о любимой Лосинке, ее улицах, домах, палисадниках и, конечно, жителях.
Из воспоминаний А.Д.Смелякова:«Лосинка в 1950 году была городом Бабушкиным, а выглядела типичным дачным поселком. Деревянные дома утопали в зеленых садах, а на стадионе и в парке росли грибы и земляника. Почти все дома в центре Лосинки были двухэтажные с большими верандами и затейливыми башенками. Поближе к станции на улице Летчика Бабушкина жила семья Вишневских. Один из них врач – прославился тем, что изобрел «мазь Вишневского», а его брат Феликс Эммануилович Вишневский в 80-х годах основал музей имени Тропинина.
Через дорогу стоял небольшой домик, где жили двое музыкантов, пожилые муж и
жена. К ним иногда приезжал Святослав Рихтер и из дома слышались звуки рояля.
Таких жильцов в Лосинке тогда было много.».
Анатолий Дмитриевич Смеляков родился 11.04.1927 года в городе Кропоткине, под южным солнцем, вырос в учительской семье.
Во время войны А. Д. Смеляков служил на Урале, в Свердловске, где посещал студию военных художников. В 1948 году маршалу Г. К. Жукову понравилась оформленная рядовым Смеляковым Ленинская комната. И первым гонораром молодому художнику стал краткосрочный отпуск домой.
Путь шел через Москву, и Анатолий Дмитриевич показал свои рисунки в студии военных художников имени Грекова. Студийцы сразу признали в солдате собрата по цеху, и уже через месяц в его часть пришел вызов, за подписью К.Ворошилова. В Москве А.Д.Смеляков сразу участвует в создании диорамы «Битва на Курской Дуге».
Из воспоминаний А.Д.Смелякова: «Наше общежитие состояло из трех
двухэтажных бараков. В одном из бараков жили преподаватели и сотрудники
института. Этот барак навещал брат Отто Юрьевича Шмидта. Он был такой же
бородатый и огромного роста. Его дом был на улице Коммунистической, д. 6
(теперь Минусинская).
Недалеко от нашего общежития было
общежитие Московского кинематографического института. В 60-е годы в нем жили,
будучи студентами, артисты кино Мордюкова, Шукшин и др.».
После окончания института два года Анатолий Дмитриевич работает главным
художником в «Крымиздате», в Симферополе. Затем – снова Москва, работа в
издательствах «Наука», «Мир», «Прогресс», сотрудничество со многими другими
столичными издательствами.
С 1975 года, после вступления в Союз художников, А. Д. Смеляков
участвует со своими пейзажами, графикой во многих художественных выставках,
организуемых МОСХом. Много путешествует
по стране. Но постоянно возвращается в подмосковную Лосинку, к своим главным
персонажам.
В мастерской А.Д.Смелякова немало работ:
пейзажи, миниатюры, портреты
писателей, собратьев по кисти, но особое место среди его произведений занимает
серия офортов с портретами жителей Лосинки. За эту серию друзья-художники
прозвали Анатолия Дмитриевича «Петер Брейгель Лосинки».
Каждая улица, общественное здание, парк, школа или дворик становились
натурой для Анатолия Дмитриевича. Сейчас
сложно идентифицировать эти
старые домики с какими-либо улицами современной Лосинки. Только благодаря
подписям художника, мы можем представить себе старую Лосинку.
С нашей библиотекой Анатолий Дмитриевич подружился в конце девяностых
годов и участвовал во всех художественных проектах, которые организовывала
библиотека вместе с МОО «Музей Человека», провел три персональные выставки.
Анатолий Дмитриевич Смеляков – график, член Союза художников СССР, ушел из жизни в 2007 году, но он всегда будет
жить в своих картинах, и мы благодарны
ему за это.
Е.В. Зикеева
Комментариев нет:
Отправить комментарий