Страницы

пятница, 30 октября 2020 г.

Вячеслав Кондратьев – писатель, показавший войну без прикрас. К 100-летию со дня рождения

30 октября 2020 года исполняется 100 лет со дня рождения писателя-фронтовика Вячеслава Леонидовича Кондратьева.
"У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая еще не написана» (В. Л. Кондратьев). По оценке современников, сделать это ему удалось с особенной глубиной и точностью.

В 1939 году студента первого курса Московского архитектурного института, Вячеслава Кондратьева призвали в ряды Красной Армии. Спустя 2 года, в декабре 1941-го, его отправили на фронт под Ржев. Об этой странице в истории Великой Отечественной войны писали мало и неохотно, и на то есть причины. События Ржевской битвы ужасали: за 14 месяцев более миллиона человек были ранены, убиты и взяты в плен.  

Литературный талант Вячеслав Кондратьев открыл в себе поздно. "Я стал жить какой-то странной, двойной жизнью: одной – в реальности, другой – в прошлом, в войне. Схватила она меня за горло и не отпускала. И наступил момент, когда я уже не мог не начать писать", – говорил автор.

Первое его творение – повесть "Сашка" - одно из самых известных произведений.

Правдивая и душевная история о простом солдате, который в критических ситуациях не отступился от своих принципов и даже перед страхом смерти сумел остаться человеком. Никогда ещё в нашей литературе с такой силой не сталкивался воинский долг с общечеловеческой нравственностью, запрещающей убивать.

Все произведения Кондратьева в той или иной степени автобиографичны.

Кондратьев В.Л. с горечью отмечал, что его собратья по перу многое не сказали о «чрезмерной жестокости войны, жестокости своих... Мы не сказали о штрафных ротах и батальонах. Наша военная проза мало рассказала о неумении многих наших военачальников вести современную войну, о наших победах "любой ценой", а за ценой наши начальники не стояли, о взятии городов или даже населенных пунктов — к праздникам... Умолчали о недостойном поведении некоторой части наших солдат…Умалчивали, потому что знали, что это все равно "вырежут"...» (Литературное обозрение. 1990. №5. С.4)

Писатель покончил жизнь самоубийством во время тяжелой болезни 21 сентября 1993 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

суббота, 24 октября 2020 г.

Пикантность, непривычность, неприличность. Венедикт Ерофеев. К дню рождения писателя

            

             Венедикт Ерофеев родился на Кольском полуострове, там же закончил школу с золотой медалью и в конце жизни даже утверждал, что впервые пересек Полярный круг только в 17 лет, когда отправился поступать в МГУ. Учился на филологическом факультете МГУ, в Орехово-Зуевском, Владимирском  и Коломенском  педагогических институтах, но отовсюду был отчислен. Долгое время жил без прописки, был разнорабочим, грузчиком, бурильщиком, сторожем в вытрезвителе, рабочим ЖКХ стройтреста, рабочим поточной линии кирпичного завода, стрелком ВОХР и др. В 1976-м женитьба дала ему возможность прописаться в столице.

 Ерофеев всегда отличался незаурядной эрудицией и любовью к литературному слову. Вот как об этом вспоминает сестра писателя Нина Фролова: «Книг особых у нас не было, поэтому читали все подряд, что под руку попадается; был у нас маленький отрывной календарь. Веничка этот календарь — все 365 дней — полностью знал наизусть еще до школы».

      Ещё в 17-летнем возрасте он начал писать «Записки психопата», рукопись долгое время считалась утерянной и  впервые была  опубликована в 2000 году. Во Владимире написал небольшую повесть «Благая весть». По словам писателя, она пользовалась  популярностью у его знакомых и неоднократно переписывалась  вручную, но была потеряна.

В 1970 году Ерофеев закончил поэму в прозе «Москва — Петушки». Она была опубликована в иерусалимском журнале «АМИ» в 1973 году.  Как писал об этом сам писатель: «Моя проза — в розлив с 1970 г. и с 1973 навынос». В СССР поэма впервые напечатана в журнале «Трезвость и культура» в 1988 году. Сегодня эта книга издана на тридцати языках, огромными тиражами и разными издательствами. 

Вот как оценивает современный читатель прозу В. Ерофеева: «Это настоящий, чистый и добротный постмодернизм. Сочетание несочетаемого — ключевой элемент книги. Автор совмещает быт обычного алкоголика с евангельскими и другими культурными отсылками, создавая собственную философию. Не смущайтесь, что по сюжету он просто едет в электричке и пьёт. Здесь важны мысли. Здесь важен мир главного героя. Здесь важна его реальность».

В этом и других своих произведениях Ерофеев тяготеет к традициям сюрреализма и литературной буффонады. Помимо «Записок психопата» и «Москвы — Петушков» Ерофеев написал пьесу «Вальпургиева ночь или Шаги Командора», эссе о Василии Розанове для журнала «Вече», неподдающуюся жанровой классификации «Благую Весть», а также подборку цитат из Ленина «Моя маленькая лениниана». Пьеса «Диссиденты, или Фанни Каплан» осталась неоконченной. После смерти писателя частично изданы его записные книжки. 
               В 1987 году Венедикт Ерофеев принял крещение в Католической церкви.

С 1985 года Ерофеев страдал раком гортани. После операции мог говорить лишь при помощи голосообразующего аппарата. Скончался во  Всесоюзном онкологическом центре. Похоронен на Кунцевском кладбище.

 Е.В.Зикеева

суббота, 17 октября 2020 г.

Татьяна Львовна Сухотина-Толстая. Писатель, мемуарист, художник. Часть II

 

В возрасте 14 лет Татьяна начала вести дневник. Лев Николаевич всячески поощрял в детях это занятие и главным принципом, которого он придерживался сам, он внушил своим детям, — быть предельно искренним и откровенным. Этого принципа на протяжении 40 лет ведения записей придерживалась и Татьяна Львовна. Тем и ценно для нас сегодня читать воспоминания дочери Толстого, в которых она в полной мере повествует об отце, его быте, отношениях родителей.

 В 1899 году в возрасте 35 лет Татьяна Львовна вышла замуж за Михаила Сергеевича Сухотина. Он был старше жены на 14 лет, имел шестерых детей. Словом, избранником дочери отец остался недоволен. Тяжело пережил он замужество дочери. С.А. Толстая рассказывала в своём дневнике:

«Событие это вызвало в нас, родителях, такую сердечную боль, какой мы не испытывали со смерти Ванечки. Всё наружное спокойствие Льва Николаевича исчезло; прощаясь с Таней, когда она, сама измученная и огорчённая, в простом сереньком платье и шляпе, пошла наверх, перед тем как ей идти в церковь, — Лев Николаевич так рыдал, как будто прощался со всем, что у него было самого дорогого в жизни».

Тем не менее, в 1905 году Татьяна порадовала близких рождением дочери Татьяны. Это был единственный ребенок Татьяны Львовны, которого ей удалось выносить и родить здоровым. Она всегда хотела иметь много детей, но семь (!) раз в жизни уже на последних сроках беременности теряла детей.

              Воспоминания Т. Л. Сухотиной-Толстой об уходе и смерти отца - одно из самых правдивых и объективных свидетельств во всей мемуарной литературе о Толстом. Вся дальнейшая жизнь Татьяны Львовны была посвящена отцу, пропаганде его творчества.

 После смерти отца, спустя четыре года умер супруг Татьяны Львовны. Она осталась одна с восьмилетней Татьяной. С 1914 по 1921 гг. жила в Ясной Поляне. В 1917 - 1923 являлась хранителем музея-усадьбы. В 1923 - 1925 гг. была директором Музея Л.Н. Толстого в Москве.


В сложные 1920-е годы, годы Гражданской войны и становления новой власти ей удалось многих спасти от тюрьмы и от смерти. В 1923 г. Т.Л. Сухотина познакомилась со знаменитым австрийским актером Моисси, который поставил на сцене пьесу «Живой труп». Он уговорил Татьяну Львовну покинуть Россию. В 1925 году Татьяна Львовна получила визы для себя и своей двадцатилетней дочери и уехала за границу. Существует мнение, что на этот шаг она решилась из-за любовного увлечения дочери неподходящей партией.


С 1925 года — в эмиграции во Франции. Участвовала в работе благотворительного Толстовского фонда, который был организован в 1939 году.

 На Западе Татьяна Львовна выступала с лекциями, писала портреты, создавала кукол в традиционно русских костюмах, создавала также модели - все это помогало ей держатся на плаву, т.к. денежных поступлений от наследия отца она не имела. Лев Николаевич в свое время отказался от авторских прав.

В Париже Татьяна Львовна открыла Русскую академию, туда она пригласила преподавать художников, также проживавших в то время во Франции: Коровина К. А., Григорьева Б. Д., Билибина И. Я. и др. В последствие академию пришлось закрыть из-за материальных затруднений, но Татьяна Львовна продолжала поддерживать с художниками добрые отношения.

 Дочь Татьяны Львовны Татьяна Михайловна вышла замуж за Леонардо Альбертини и переехала в Рим. Туда же перебралась и Татьяна Львовна, правда, жила она отдельно от «молодых», но по-прежнему тесно общалась с дочерью.

Умерла Татьяна Львовна в Риме в 1950 году, похоронена на некатолическом кладбище.

Татьяна Львовна Сухотина-Толстая оставила в истории след, главным образом, как автор мемуаров. Написала ряд очерков, объединенных в книге «Друзья и гости Ясной Поляны» и другие произведения.

Книги Татьяны Львовны Сухотиной-Толстой Вы можете найти в нашей библиотеке.

 Ведущий библиотекарь Е.В. Зикеева

Татьяна Львовна Сухотина-Толстая. Писатель, мемуарист, художник. Часть I

 

Татьяна Львовна родилась в семье графа Л. Н. Толстого 4 октября или 16 октября по новому стилю 1864 года. Она была вторым ребенком в семье, старшей дочерью и была любимицей отца. В этот период  Лев Николаевич начал работать над романом «Война и мир», и в доме царила атмосфера творчества.

«Рождение моей дочери Тани было как праздник, и вся ее жизнь была потом для нас родителей, сплошная радость и счастье. Никто из детей не внес такого содержания, такой помощи, любви и разнообразия, как наша Таня. Умная, живая, талантливая, веселая и любящая, она умела вокруг себя устроить счастливую духовную атмосферу, и любили же ее все — и семья, и друзья, и чужие» (Дневник С.А. Толстой).

«Когда она тут, я ее не замечаю только потому, что она точно часть меня, точно она — это я сам. Очень уж она мне близка» — говорил о старшей дочери Лев Николаевич.

Из воспоминаний Татьяны Львовны: «С большой любовью вспоминаю я своё детство. И с чувством горячей благодарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни».

В Татьяне Львовне соединились особенности характеров обоих ее родителей. Созданная из плоти и крови, она, как и ее отец, боролась против плотских интересов, исповедовала вегетарианство. От матери она унаследовала практичность, способность заниматься самыми разными делами, как и мать, она любила туалеты, развлечения, была не лишена тщеславия.

«Трём людям я особенно благодарна за своё детство: Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему вас в те условия, в которых мы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны, и — Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твёрдых нравственных основ. Среди этих трёх людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло моё детство». (Сухотина. Воспоминания. С. 29).

Первоначальное образование получила дома. Рано открылась в ней тяга к рисованию. Отца часто навещали известные люди, бывали среди них и художники. Однажды Льва Николаевича посетил Иван Крамской (его кисти принадлежит известный портрет писателя). Художник произвел неизгладимое впечатление на 9-летнюю Таню, и Лев Николаевич пригласил для дочери учителя рисования.

 
В дальнейшем Татьяна Львовна периодически училась в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, ее учителями в разное время были Перов В. Г., Прянишников И. М., Пастернак Л. О. Татьяна Львовна общалась с художниками Репиным И. Е. и Ге Н. Н., которые отмечали в ней способности и поддерживали советами. Нередко она обращалась за указаниями к Н.Н. Ге, который в 1886 г. писал ей: «Я рад, что Вы хотите заняться искусством. Способности у Вас большие, но знайте, что способности без любви к делу ничего не сделают».

 Однако, сама Татьяна к своим работам относилась требовательно, зачастую обесценивая свой талант.

 «Моя живопись меня путает — что из неё выйдет? — писала она в дневнике в 1889 г. — Убью много времени, труда, а никогда не дойду до того, чтобы быть в состоянии сказать посредством её что-нибудь хорошее людям. Да я и не довольно хороший человек для этого. Папа вчера написал маленькую статью об искусстве, и по ней я увидела, как мало шансов мне сделаться художником».

Находясь подле своего великого отца, Татьяна Львовна не решилась создать его живописный портрет, довольствуясь лишь отдельными зарисовками Льва Николаевича. Она - автор графических портретов Л.Н. Толстого (около 30), исполненных карандашом, углем, сангиной. Зато портретов близких и из крестьянского окружения было создано много. 

Ведущий библиотекарь Е.В. Зикеева 

пятница, 2 октября 2020 г.

«Легендарные люди Северо-Восточного округа». Вып. 20. Помним прошлое – строим будущее. Андрей Дмитриевич Каприн

 

Одним из героев нашего самого знакового вечера «Помним прошлое, строим будущее» был Андрей Дмитриевич Каприн. В то время он работал главным врачом ГКБ № 20 им. А. К. Ерамишанцева , которая находится на Ленской улице нашего округа.

Андрей Дмитриевич, дата рождения которого  2 августа 1966 года, ведущий российский онколог. Главный внештатный онколог Минздрава. Академик Российской академии наук (2016 года), доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии медицинских наук (2011), член-корреспондент Российской академии образования (2009). Генеральный директор ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России. Директор Московского научно-исследовательского онкологического института им. П. А. Герцена. Автор и ведущий программы «на приёме у доктора Каприна» на телеканале «Доктор». С марта 2013 года по н. в. — директор МНИОИ им. П. А. Герцена.

А.Д.Каприн в 1989 году закончил лечебный факультет Московского медицинского стоматологического института, до 1996 — аспирант при кафедре урологии Московского Медицинского Стоматологического Института. Закончил Российскую Академию Государственной Службы при Президенте РФ по специальности «Государственная служба и кадровая политика».C 2014 года по н. в. — возглавляет ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский радиологический центр» Министерства Здравоохранения РФ, который был создан на базе трех ведущих медицинских центров — МНИОИ им. П. А. Герцена, МНРЦ им. А. Ф. Цыба и НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н. А. Лопаткина.

17 апреля 2019 года на X Съезде Ассоциации онкологов России А.Д.Каприн единогласно избран Президентом АОР.

Андрей Дмитриевич  – в настоящее время один из ведущих отечественных специалистов в области онкологии. В год он проводит не менее двухсот сложнейших хирургических операций по различным онкологическим заболеваниям. Его основные достижения заключаются в постоянной разработке новых методов лечения онкобольных как хирургическими способами, так и с помощью комбинированного лечения.

Большое внимание уделяет и педагогической работе. Профессор А.Д. Каприн считает одной из своих главных задач подготовить квалифицированные медицинские кадры онкологов и урологов. В начале 2000-х годов он руководил отделением онкоурологии в Академии имени Сеченова. В 2006-м назначен главой кафедры урологии на факультете повышения квалификации РУДН. Этот пост он занимает и на сегодняшний день. Причем герой нашего материала не только читает лекции в столичных вузах, но и не реже 3-4 раз в год выезжает в отдаленные регионы, чтобы и там поднимать уровень подготовки медицинских кадров

За свою педагогическую карьеруА.Д. Каприн  подготовил более трехсот врачей, среди которых немало аспирантов и ординаторов. Под его началом были защищены почти 20 диссертаций, в том числе четыре докторские. Результатом личной научной работы стала публикация четырехсот статей в авторитетных медицинских журналах. А также из-под его пера вышли монографии и учебные пособия.

Академик А.Д.Каприн на базе Института онкологии имени Герцена основал практически первый в стране медицинский кластер. Это один из старейших вузов в Европе, который занимается такой проблематикой.

В своих интервью Андрей Дмитриевич неоднократно отмечал поддержку близких. Семья ученого с пониманием относится к тому, что большую часть времени ему приходится уделять работе, педагогической и научно-исследовательской деятельности. При этом сам Андрей Дмитриевич о своей семье распространяться не любит. Из открытых источников известно лишь, что он женат уже много лет и счастлив в браке.

Е.В. Зикеева


«Легендарные люди Северо-Восточного округа». Вып.19. Помним прошлое – строим будущее. Юрий Иванович Лашко.

 

Одним из героев нашего, пожалуй, самого значимого вечера проекта «Помним прошлое – строим будущее» был генерал-майор ФСБ Юрий Иванович Лашко.

Более двадцати лет Юрий Иванович возглавлял Московский военный институт Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Более двадцати раз он проходил по Красной площади во главе парадного строя института. Сколько славных дел, благотворительных акций и гуманитарных проектов сделал для Северо-Восточного округа Пограничный институт, возглавляемый Юрием Ивановичем!

Ю.И.Лашко – участник афганской войны. Он был руководителем политического отдела группировки российских войск. Из воспоминаний одного из сослуживцев Юрия Ивановича о его работе, как политработника: « На моей памяти не было ни одного случая, чтобы кто-либо из солдат или офицеров шел на боевое задание с тяжелым сердцем, с неразрешенными семейными, бытовыми или нравственными проблемами».

На нашем мероприятии, где было много молодежи в военной форме, мы задали Юрию Ивановичу один из главных вопросов вечера: « А каково это носить большие звезды на погонах?» И он ответил: « Это нести всю ответственность за судьбы людей, за их здоровье, за их будущее».

И еще Юрий Иванович сказал в завершении нашего вечера: « В такие мгновения, как сегодня, еще полнее ощущаешь себя продолжателем славного исторического наследия нашей Родины. Без прошлого не может быть будущего. Мы все – дети Великой России, мы все – Дети Победы и нам хранить и свято выполнять все, что завещано отцами и дедами!»

Е.В. Зикеева