Страницы

четверг, 30 апреля 2020 г.

Бабушкинский парк в дни войны



В самом центре Лосинки есть любимое место отдыха москвичей - Бабушкинский парк культуры. 
Территория парка - это бывший красивый сосновый лес. 
Во время войны в парке стояла батарея противовоздушной обороны. И работавшие здесь карусели, качели, аттракцион «гигантские шаги» в войну не уцелели. Да что там карусели! Даже деревьев почти не осталось, все шло на обогрев.  
И могучие сосны, которые росли тогда в парке, согревали людей и спасали им жизнь, сгорая в печах.



                                          
Но, несмотря на потери, парк даже во время войны продолжал жить! В летнем театре шли киносеансы, в основном, это были исторические фильмы об Иване Грозном, Александре Невском, шли кадры и с фронтов Великой Отечественной войны. А еще на сцене летнего театра выступала агитбригада Клуба железнодорожников, чтобы поднять настроение не только местным жителям, но и смелым воинам.







На железнодорожном узле станции Лосиноостровская формировались эшелоны с бойцами. Одни эшелоны шли на фронт, другие везли раненых в госпитали. Когда поезд останавливался даже на несколько часов, воины приходили в парк и благодарные за радость, которую доставили им участники художественной самодеятельности, дарили артистам тут же сорванные в парке цветы.















Как вспоминают старожилы Лосинки, военные оставляли свои адреса, и каждый считал своим долгом написать им письмо. И долго потом хранились треугольнички, пришедшие с фронта или из госпиталя.












После войны четыре года парк был в запустении. А в 1949 году он вновь ожил и стал преображаться. Парк обрел хозяина. Юрий Николаевич Спиридовский с войны вернулся без обеих ног, передвигался на костылях. Его все любили. Но Юрий Николаевич  был строгий руководитель, и парк превратился в замечательное место отдыха города Бабушкина. В парке заново были высажены деревья, кустарники, появились цветочные клумбы, заработали аттракционы. И 1-ого мая 1955 года парк открылся после реконструкции.

понедельник, 27 апреля 2020 г.

Лосиноостровский электротехнический завод имени Ф.Э. Дзержинского в годы Великой Отечественной войны


Лосиноостровский электротехнический завод имени Ф.Э. Дзержинского (ул. Летчика Бабушкина, д. 1) отметил в 2018 году свой столетний юбилей.
За годы войны работники завода, благодаря неустанному труду, внесли свой вклад в дело победы над фашистской Германией.
Немного истории. В 1918 году были организованы Главные мастерские службы связи и электротехники Северной железной дороги, объединившие Ярославские и Лосиноостровские мастерские по ремонту часов, телефонных и телеграфных аппаратов, здесь изготовляли также простейшие крюки для подвески проводов, монтерские когти и сигнальные рожки.


Завод дал путевку в жизнь таким изделиям, как аппараты Трегера и Морзе, паровозным счетчикам Гаус-Гельтера.  
Заводом мастерские официально стали в 1938-м. Началось производство инновационной по тем временам техники. Чего только стоят электромагнитные дефектоскопы: они позволяли обнаружить даже скрытые поверхностные трещины в шейках осей колёсных пар!
Осенью 1941 года завод эвакуировали в Казахстан в город Саксаульск, где срочно, за считанные дни, на голом месте было организовано производство знаменитых аппаратов Морзе. Они были очень необходимы фронту - единственная связь с тылом!
Начальником завода был Дроздов Иван Васильевич, опытный организатор производства и специалист, хорошо разбиравшийся в электротехнике.

А на старой базе под Москвой (г. Бабушкин) в 1942 г. началось производство другой продукции – в заготовительном цехе был оборудован участок штамповки. Рабочие, большинству из которых не было и 18 лет, штамповали для бойцов алюминиевые ложки, а после смены вязали носки и рукавицы.
Вскоре было освоено производство прожекторов для освещения территории военных и гражданских объектов, налажено изготовление ручных фонарей для проводников.
Через три года завод возвращается из Казахстана и сразу приступает к серийному выпуску аппаратов Морзе. В 1944 г. на сборке работало около шестисот человек, и 90 процентов всего объема выпускаемой продукции составляли эти аппараты.

Многие работники завода погибли в годы Великой Отечественной войны. Об их подвигах напоминает обелиск на территории предприятия.
  После войны мощности предприятия выросли в несколько раз. И каждое десятилетие здесь осваивали производство новых видов аппаратуры.

Секретная военная база


В Лосинке, на улице Вешних вод, во время Великой Отечественной войны располагалась секретная военная база. Центральная военная база № 36 (как тогда называлась часть) была одним из крупнейших предприятий Главного артиллерийского управления Красной Армии. Военная продукция с заводов поступала сюда, а здесь уже распределялась по вагонам формировавшихся эшелонов. "Всё для фронта - всё для победы!" - днями и ночами проявляли трудовой героизм работники базы.



Кроме сортировки оружия и боеприпасов появилась ещё одна важнейшая задача — ремонт различных видов оружия и военной техники. За годы войны из цехов базы на фронт отправились десятки и сотни тысяч винтовок, автоматов, пулемётов, даже шашек, а также пушек и миномётов, прожекторных станций, оптических и прочих приборов для артиллеристов.  Разумеется, базу стремились уничтожить немцы. 










Но все здания и сооружения были перекрашены в камуфляжную краску, высажено большое количество деревьев, зеркало большого пруда замаскировали бревнами. Благодаря этому, во время массовых налетов немецкой авиации на Москву на территорию базы упало только несколько «зажигалок». Однажды в планшете сбитого вражеского лётчика обнаружили карту с обозначением базы № 36, где в качестве ориентира был отмечен пруд. Его срочно засыпали, а очистили уже после войны. Разбомбить базу немцам так и не удалось.













В декабре 1943 года Центральная база артиллерийского вооружения № 36 награждена орденом Трудового Красного знамени. В 1975 году на территории базы был открыт обелиск в память о погибших в Великой Отечественной войне.

Советская бизнес-леди Полина Ефремова


Мы продолжаем рассказывать о «Легендарных людях Северо-Восточного округа». Сегодня наш герой – Полина Яковлевна Ефремова - генеральный директор Мехового объединения «Труд». «Советская бизнес-леди», «икона стиля» - такие высказывания слышали мы во время подготовки публикации о П. Ефремовой. Как простая женщина из крестьянской семьи Рязанской области , пройдя путь от техника-лаборанта до Генерального директора крупнейшего предприятия, сохраняла в себе женскую любовь, заботу и внимание и к своей семье, и к многотысячному коллективу. Какой была она – Полина Ефремова, старались понять мы, готовившие этот вечер памяти о ней. 

Мы много раз бывали на предприятии, говорили с работницами, с руководителями. И слышали часто: «Хотя мы с ней не работали, потому что пришли позже, но знаем, какой это был хороший человек! И мы поняли, что такое «люди-легенды». Это не только те, о ком написаны книги и кому поставлены монументы, это те люди, которые живут в памяти простых людей, кто оставил яркий, светлый след на этой земле.
С 1952 года работала П.Я. Ефремова на Ростокинском меховом комбинате, расположенном на улице Докукина у нас в СВАО. В 1963 году стала Генеральным директором и более двадцати лет возглавляла одно из лучших в Советском Союзе производственных меховых объединений.

А до этого была учеба в техникуме, в институте, тяжелая работа в тылу во время войны, были награды: медали «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. А потом будут правительственные награды: ордена «Знак Почета» и «Трудового Красного знамени», золотые медали ВДНХ, активная научная деятельность , работа Депутата нескольких созывов районного и Московского Совета народных депутатов, делегат партийных съездов.

Но нам всегда хотелось узнать об этой блистательной, всегда элегантно одетой и красивой женщине нечто сокровенное, доступное только узкому кругу друзей и родных, секреты ее успехов и признания. И мы это узнали! Любовь к жизни! Во всех ее проявлениях: в радости и проблемах, в любви и противоречиях, в величии и простоте!
Очень много читала. Особенно увлекалась российской историей, настольной книгой была «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Любила путешествовать по историческим местам, как в России, так и за рубежом. Не оставляла без внимания фильмы и спектакли, посещала выставки, была в курсе событий культурной жизни Москвы. А фильм «Девять дней одного года» знала наизусть.

пятница, 17 апреля 2020 г.

Память о погибших


Трагедия на станции Лосиноостровская 30 декабря 1941 года была сразу засекречена, причина официально так и не определена.
Ивин Николай Антонович – один из немногих выживших новобранцев 18-й бригады ВДВ, почти полностью уничтоженной в результате взрыва. Тогда, в декабре 1941 года, Николай Ивин вышел набрать снежку в котелок и благодаря этому встречал в госпитале свое восемнадцатилетие 31 декабря 1941 года живой, хоть и контуженный.

 

Ветеран вспоминает: «Мы стали 3-й ротой 4-го батальона 18-й воздушно-десантной бригады. Когда началось контрнаступление, нас решили перебросить под Москву. 30 декабря (1941 года) с эшелоном мы оказались на платформе Лосиноостровская. Еще было темно. Лязгнули какие-то железяки, откуда-то из сумрака раздалась команда: "Из вагонов не выходить!" Но там было очень жарко, и я нарушил приказ: вышел набрать снега в чайник, чтобы поставить его потом на угли. И в это время раздался жуткий удар. Все было как в немом кино: люди бегут, что-то кричат, кругом пламя, искореженные вагоны лезут друг на друга, на мне все горит, а я ползу по шпалам, сам не знаю куда. Спасли две женщины: они сбили пламя с моей шинели, подхватили за руки и поволокли в сторону. Красноармейская книжка и комсомольский билет, которые находились в карманах гимнастерки, сгорели дотла».
Погибшие были захоронены на Раевском кладбище, где на плитах братской могилы высечены 396 имен. Благодаря Николаю Антоновичу, спустя много лет, удалось восстановить имена похороненных.


После войны станцию Лосиноостровская отстроили заново.
В память о той трагедии установлена мемориальная доска с надписью: «Солдатам восемнадцатой бригады ВДВ, железнодорожникам, мирным жителям, погибшим 30 декабря 1941 года на станции Лосиноостровская Ярославской железной дороги. Установлено в годовщину 70-летия битвы под Москвой. 2011 год”. 

30 августа 2019 года в Лосинке открыли мемориал стрелкам и пожарным ведомственной охраны, железнодорожникам, бойцам 18-ой воздушно-десантной бригады и мирным жителям, погибшим 30 декабря 1941 года на станции «Лосиноостровская». Начальник стрелковой команды на станции  «Лосиноостровская» Рамиль Байбаков сказал:
«Идея установки мемориала появилась в преддверии 75-й годовщины Победы советского народа над немецко-фашистскими оккупантами. Ведь среди погибших 30 декабря 1941 года были стрелки и пожарные ведомственной охраны. Первичная профсоюзная организация команды выступила с инициативой об увековечивании памяти погибших, руководство отряда нас поддержало. Деньги на мемориал собирали сами стрелки. Они же его и построили, вложив в работу частичку своей души».

четверг, 16 апреля 2020 г.

Мюриель Барбери «Элегантность ёжика»



Сегодня я хочу рассказать о книге Мюриель Барбери «Элегантность ёжика», которая вышла  в издательстве «Иностранка» в  2012г. Приглашаю к разговору всех, кто любит хорошую французскую литературу, тонкую драматичную линию сюжета и искренность. Здесь нет пылкой страсти или детективного начала.  Но зато здесь есть все, над чем хочется призадуматься, порой посмеяться, а временами просто расплакаться от счастья. От счастья того, что все мы такие разные.

Героиня романа М. Барбери «Элегантность Ежика» мадам Рене. Она - пожилая консьержка, которая долгие годы работает в  доме, где все знают ее исполнительность и немногословность. Она незаметна и неинтересна для жителей этого дома.  Что может быть интересного в той, кто следит за чистотой подъезда, не любит праздных разговоров и не старается нравиться всем подряд. Она похожа на ежиху с длинными иголками, которая при любом прикосновении их выпускает. Только новый жилец, богатый господин Кацуро с верхнего этажа сумел разглядеть в этом ежике мягкую нежную душу, образованность и страстную любовь к литературе, музыке и кино. Книги и есть для мадам Рене настоящая полная радости жизнь, а ее работа консьержкой - это только укромный уголок, где она вдали от любопытных глаз может жить в своём мире. Как складываются отношения мадам Рене и господина Кацуро, сказать сложно. Это не страсть и не любовь неопытных сердец. Можно увидеть в их встрече огромное счастье открытия мира одного человека другому.
Еще одна из сюжетных линий романа. В одной из квартир дома живет девочка-подросток. Ее мир так же хрупок и удивителен, как мир мадам Рене. Она наблюдательна, вдумчива и непредсказуема, ее тянет к мадам Ежику. И она мечтает, так же как Рене найти в жизни свой островок счастья, свою «каморку для консьержки».             

Роман имеет неожиданный конец. Все, кто его прочтет, осознает, как бренны мы в этом мире и что каждый из нас - это хрупкий мир, который так легко разбить. (И.А.Щербакова)

Взрыв на станции Лосиноостровская 30 декабря 1941 года


Будущее место катастрофы
30 декабря 1941 года фронт уже был на достаточном расстоянии от Москвы. В городе и стране было приподнятое настроение, ведь немцы уже потерпели поражения и отходили на запад.        Но ранним утром 30 декабря на железнодорожных путях станции Лосиноостровская взметнулся к небу рыжий султан. Огромной силы взрывы сотрясали окрестности. Взлетел на воздух состав с боеприпасами. Стоявшие рядом эшелон  № 47045, перевозивший части 18-ой воздушно-десантной бригады, и эшелон с ранеными мгновенно были охвачены пламенем. Свист осколков, клубы дыма и море пламени, волны которого перекатывались с одного состава на другой... На сотни метров вокруг разлетались осколки мин и снарядов. Горели и рушились здания на Ярославском шоссе. Пожары продолжались весь день и были потушены только к вечеру. Разнесло пол станции и дома вокруг. Пламя было видно в центре Москвы.  

Чудеса героизма показывали добровольные санитарные дружины и пожарная часть. Ликвидация пожара заняла более 16 часов. Раненных, спасенных от смерти в пекле, отвозили в местный госпиталь, но в связи с ограниченным количеством мест, очень скоро пришлось распределять их по квартирам.
Добровольцы продолжали растаскивать завалы и относить убитых в ледники, расположенные вдоль путей. Сорокоградусный мороз продолжил то, что не смог сделать огонь: многие раненные умирали от обморожения. Погибших оказалось очень много. Количество жертв было определено приблизительно (около 400 человек). 
Многие документы сгорели. Удалось спастись только нескольким раненым из санитарного поезда. До сих пор тайна этого взрыва не раскрыта. Существует несколько версий: бомбардировка станции Лосиноостровская немецкой авиацией, диверсия агентов германской разведки и... пресловутый "человеческий фактор". Но по воспоминаниям очевидцев, самолетов в то утро никто не видел. Вторая версия тоже не подтверждается документально. Наиболее вероятной является последняя причина - тот самый "человеческий фактор", но в чём именно это выразилось? Точно не установлено и по сей день.
                                      (Продолжение следует)

среда, 15 апреля 2020 г.

«Человек, создавший «Смену» - Михаил Константинович Видгоф


Мы продолжаем знакомить Вас с проектом «Легендарные люди Северо-Восточного округа». Сегодня наш рассказ о "Человеке, создавшем "Смену", о Михаиле Константиновиче Видгофе. Трудовая деятельность Бориса Константиновича еще с 1939 года связана с территорией СВАО.  М.К. Видгоф был в своем роде «И.А. Лихачев в легкой промышленности».  Московское производственное швейное объединение «Смена» обеспечивало весь Советский Союз школьной формой. «Смена» - одно из первых предприятий российской легкой промышленности стала поставлять свою продукцию на экспорт.

Это было предприятие будущего: новейшие станки, передовые технологии, обширная социальная программа, в которую входили и жилые дома для сотрудников, санаторий, пионерский лагерь, детский сад, свой хорошо оборудованный Дом культуры. Предприятие предоставляло тысячи новых рабочих мест. Михаил Константинович был одним из тех редких менеджеров советской эпохи, кто умел нешаблонно и масштабно мыслить и воплощать в жизнь смелые идеи. Энергичные, квалифицированные специалисты, прошедшие школу «Смены» , становились руководителями высшего звена  в Московском правительстве.   На наш вечер пришли и эти руководители, и простые работницы «Смены», и творческие люди, которые исполняли любимые песни Михаила Константиновича, и ветераны общественных объединений района и округа, молодежь.  Этот вечер привел нас к понимаю, что необходимо продолжать проект «Легендарные люди…». 
А личность и дела Михаила Константиновича Видгофа показали нам всем, что главное в руководителе – это человеколюбие! Через несколько месяцев после вечера на одном из помещений фабрики была открыта мемориальная доска о ее создателе и директоре, который бессменно  руководил ею более 47 лет. К сожалению, в Интернете сегодня  нет материалов о М.К. Видгофе. Так что материалы нашей музейной комнаты – это практически уникальный архивный материал об этом Человеке, создавшем «Смену». (Ведущий библиотекарь Е.В.Зикеева) 

вторник, 14 апреля 2020 г.

Книга про Святого Спиридона Тримифунтского



Дорогие друзья, сейчас по не зависящим от нас причинам вы не можете приходить за книгами в нашу любимую библиотеку на Верхоянской. Но я продолжаю знакомить вас с интересными книгами. И сегодня я расскажу о книге про Святого Спиридона Тримифунтского, вышедшей в издательстве «Благовест» 2016 г. Святитель Спиридон прожил долгую, полную праведных деяний жизнь. 
Родился старец на острове Кипр около 260г. в бедной крестьянской семье, поэтому не имел возможности получить образование, но имел хорошую память и доброе сердце. С ранних лет Святитель Спиридон служил во славу Божию, не отступая от Веры ни в годы гонений христианства в Римской империи, ни в дни, проведённые в темнице за нежелание отречься от Христа. 

Главным своим назначением в Великом служении Христу Спиридон видел помощь бедным, больным и нуждающимся. Силой своей Веры Спиридон исцелял больных, изгонял бесов и укрощал стихии. Праведная жизнь Спиридона, мудрость старца и служение во имя Господа возвели великого старца на епископскую кафедру города Тримифунта. 
На этом поприще Святитель Спиридон все силы свои отдавал укреплению христианской веры и заботам о чаяниях своей паствы. А за это Господь удостоил его даром исцеления и воскрешения. У нас в России святой Спиридон чтим так же, как Николай Угодник. Молитва, обращённая к нему, всегда действенна. Святой до сих пор откликается на нужды больных, сирот и нищих. 
У нас сегодня очень нелёгкие времена. Многим нужны слова понимания и утешения, веры и надежды. Такие слова вы найдёте на страницах этой книги. (И.А. Щербакова)

Художник из поколения победителей



Борис Ильич Энский много лет сотрудничал с нашей библиотекой. Сотрудничество наше было сосредоточено на творческой деятельности Бориса Ильича. Он – художник, своеобразный и очень талантливый. Он – музыкант, со своим представлением о гармонии и мелодичности. Он – поэт, лирик и гражданин. Он – воин, фронтовик. Борис Ильич писал воспоминания. И вот отрывки их них:
«Мой отец умер, когда я был ребенком. Так начиналось мое тяжелое детство, перешедшее затем в такую же юность…».

« Началась война. Я мечтал попасть на фронт. А пока работал по 12 часов в сутки за токарным станком.»
«16 октября 1941 года я, приписав себе недостающий год, вскоре оказался в гуще сражения за Москву.Так начался мой боевой путь, который я, в буквальном смысле, прошел — в пехоте от Москвы до Кенигсберга, ни разу не «подъехав».
Борис Ильич получил несколько ранений, обморожений и контузий. Был награжден несколькими орденами и медалями. Б.И. Энский закончил войну под Прагой. Свое последнее, четвертое, ранение он получил, делая на передовой зарисовки. В конце войны он был уже армейским художником. Рисунки с авторского клише печатала полевая типография, они распространялись по фронтам и отправлялись в тыл.
Борис Ильич не только рисовал, но и сочинял и исполнял песни, участвуя во фронтовых концертах.












Закончилась война. Только в мае 1946 года ему довелось вернуться в Москву и поступить в художественный институт.
Учеба перешла в многолетнюю работу в Живописно-выставочном производственном комбинате.
Борис Ильич решает расширить свой творческий диапазон, и , несмотря на покалеченные на войне руки, занимается в композиторском семинаре при Союзе Композиторов СССР.
В последние годы жизни Борис Ильич Энский принимал участие в нескольких выставках Союза художников Москвы и России. На открытии выставок звучала его музыка.











«Живу нелегко, но очень интересной жизнью, преодолевая болезни и прочие недуги нашего сложного времени» — писал он в своей автобиографии.
Именно в это время Борис Ильич активно сотрудничал с нашей библиотекой. Он участвовал в большой выставке художников-ветеранов Великой Отечественной войны «И помнит мир спасенный…», которую наша библиотека и Межрегиональное общественное объединение «Музей Человека» организовали на нескольких выставочных площадках: в Московской городской Думе, павильоне «Культура» на ВДНХ, выставочных залах СВАО и, конечно, в выставочном зале нашей библиотеки.












Борис Ильич был уже немолодым и очень нездоровым человеком, когда мы начали с ним сотрудничать. Но сколько оптимизма, трудолюбия и восхищения жизнью было в нем! Как интересно и весело было работать с ним!
Мы помним этого талантливого и мужественного человека, а пока жива память о нем – Человек жив!
Публикуем оригиналы рисунков, сделанные Б.И. Энским во фронтовом блокноте в окопах на передовой.

понедельник, 13 апреля 2020 г.

Железная дорога - фронту


Во время Великой Отечественной войны сортировочная станция Лосиноостровская играла важную роль в транспортировке военных грузов и составов. С первых же дней потребовались напряженная работа, исключительная гибкость и маневренность. Нужно поставлять фронту в огромном количестве войска, вооружение, боеприпасы, сырье, топливо и материалы для оборонной промышленности, эвакуировать население, предприятия и оборудование.  
Если ранее основными грузами Ярославской железной дороги были лес с севера, кукуруза и уголь с юга, хлопок с востока, строительные материалы и торф, то с наступлением войны – перевозки воинских грузов и людей.


  Перевозка людей требовала особой обработки подвижного состава, выборки крытых вагонов и их промывки. В большом количестве перевозились взрывчатые вещества, негабаритные грузы.
С июля 1941-ого и до февраля 1942 года осуществлялось усиленное перемещение промышленности на восток. 
До начала Великой Отечественной войны паровозы Ярославской дороги работали на угольном отоплении. С 1942 года вследствие прекращения поступления на склады угля дорога переходила на дровяное отопление. Возникли серьезные затруднения: механизированных средств по разделке дров не было. Но силами дороги все склады были оборудованы электропилами и механическими колунами.










Электрическое оснащение на семафорах заменили на керосиновое. На фонарях семафоров, на предупредительных дисках и маневровых щитах были установлены светомаскировочные жалюзи, на светофорах – удлиненные козырьки.
Близость фронта не могла не сказаться на работе железной дороги. Возникали отдельные затруднения в передвижении поездов, задержки их на станциях. Были и трагические происшествия…

четверг, 9 апреля 2020 г.

Боевая задача Пограничного училища города Бабушкина в 1941-ом


Первыми, кто перешел на военные рельсы было Пограничное училище. "Приказом командования от 22 июня 1941 года в училище устанавливалось круглосуточное дежурство главного поста ВНОС No.2000 и организовывалась система огня по воздушному противнику. На зданиях и территории училища были установлены огневые точки: No.1 - три станковых пулемета на вышке учебного корпуса, No.2 - одна счетверенная установка на спортивной площадке...".  
Для борьбы с диверсантами и разведывательно-диверсионными группами в секторе между дорогами Москва - Ярославль, Москва - Дмитров и в районе Калининград - Мытищи - Бабушкин от училища были выставлены две усиленные оперативные группы на машинах численностью до сорока человек каждая...

В 1941 году курсанты принимали участие в возведении оборонительных сооружений на подступах к столице.
        Возвращение из Новосибирска.
    Разгрузка имущества
"С 13 октября училище вместе с другими частями и подразделениями НКВД приступило к охране Калининского сектора Московской зоны обороны. 16 октября 1941 года в 3 часа 30 минут оно было поднято по боевой тревоге и совершило марш-бросок в район Ржевского (ныне Рижского) вокзала... Училище получило боевой приказ на оборону Ржевского вокзала, Огородникова и Самарского переулков с целью не допустить проникновения разведки и отдельных групп противника с направлений Мытищи - Лосиноостровская. Передовой отряд располагался на рубеже северо-западной окраины Лосиноостровской, разведка велась в направлении Пушкино"...

Но "...ощущался острый недостаток военных кадров для действующей армии и резервных войск. Вот почему встал вопрос о создании новых военно-учебных заведений и сохранении действующих военных училищ и курсов. В связи с этим 20 октября 1941 года погранучилище вывели из боевого расчета. Оно получило приказ о передислокации в тыл, в г. Новосибирск". В мае 1944 года училище было возвращено из Новосибирска в г. Бабушкин.

Воспитанники училища мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Они были в составе практически всех подразделений на передовой, отважно бились с фашистами в составе партизанских отрядов, в частях охраны тыла героической Красной Армии. Свидетельство тому – 22 Героя Советского Союза и более полутора тысяч выпускников, награжденных государственными и правительственными наградами.


В феврале 1945 года курсанты училища с честью выполнили задание государственной важности по обеспечению проведения Ялтинской конференции глав правительств союзных держав.
24 июня 1945 года на Красной площади состоялся Парад Победы. Вместе с фронтовиками в парадном строю торжественно прошли курсанты училища.